Верхную (или Старую) Губаху часто называют городом-призраком. Раньше это был рабочий поселок, но лет 30 назад жителей из него переселили. Причина — выбросы действующего в долине реки Косьва Губахинского Кокса. А что же с самой Губахой? Не перейдет ли ей статус города-призрака в ближайшее время?

Начнем издалека. В России насчитывается 321 моногород. Это города, жизнь которых зависит от одного предприятия — так называемого градообразующего. В Пермском крае к моногородам относятся 8 территорий: 

  • Чусовское ГП,
  • Красновишерское ГП,
  • Нытвенское ГП,
  • Очерское ГП,
  • Уральское ГП,
  • Александровское ГП,
  • Горнозаводский ГО,
  • Юго-Камское СП

В них проживает около 6% населения Пермского края. Но как мы видим Губаха в этот перечень не входит. Тем не менее в ней по сути есть доминирующее предприятие — «Метафракс», в котором работает около 2 000 сотрудников, а значит включая членов семей от его деятельности зависит благополучие порядка 6 000 человек. При численности населения Губахи в 19 472 жителей это очень значительная часть. 

«Метафракс» относится к химической промышленности и производит метанол, формалин, крепкий формалин, уротропин, пентаэритрит, формиат натрия, карбамидоформальдегидный концентрат, карбамидоформальдегидные смолы, технологический кислород, полиамид 6-блочный — капролон В, полиамид гранулированный. В структуре Губахи на химическую промышленность приходится 62%. 

Так почему при доминирующем положении одного предприятия Губаха не входит в список моногородов? Дело в том, что критерием для отнесения городского округа к моногороду является следующее условие: численность работников градообразующей организации должна в период пяти лет, предшествующих дате утверждения перечня моногородов, достигать 20% среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования. Видимо в Губахе это условие не удовлетворяется. Например, в городе работает второе по размеру после “Метафракса” предприятие — «Губахинский кокс» (Губахинский коксохимический завод). Он производит каменноугольные лаки, нафталин, каменноугольное масло, кокс, сульфат аммония, бензол, дёготь. На “Губахинском коксе” работает около 1 100 человек. 

Но даже если бы Губаха была моногородом, это не означало бы ухудшение жизни в городе. Принципиальным является финансовое состояние бизнеса и его готовность оказывать поддержку развитию социальной инфраструктуры. В этом плане в Губахе явно установится положительный тренд: в последние 4-5 лет “Метафракс” постоянно наращивает оборот и выручку. В 2018 году предприятие увеличило в 1,6 раза оборотные активы, находится в 10-ке крупнейших по выручке предприятий Пермского края. Все это прямым образом влияет на город: “Метафракс” строит жилье (в 2019 году введено в эксплуатацию два 9-ти этажных дома), расширяет производство (ведется строительство комплекса АКМ, где будет работать около 450 новых сотрудников). Эти мероприятия в значительной степени снижают безработицу и решают квартирный вопрос сотен жителей.  

Пока численность населения Губахи продолжает снижаться — с 1991 года она уменьшилась с 36 000 до 19 472. Это последствия сворачивания в регионе добычи угля, закрытия шахт и потери работы тысяч людей. Однако есть основания предположить, что ситуация начинает исправляться: в 2019 году население сократилось всего на 359 человек. Среда в городе становится все более комфортной: появилась Ледовая арена «Губаха», обновлена система теплоснабжения за счет монтаже модульных котельных, капитально отремонтировано инфекционное отделение. Эти и множество других улучшений постепенно меняют облик Губахи в лучшую сторону.