Губахинцы знают, что промышленность города определяется работой всего двух предприятий — это «Метафракс» и «Губахинский кокс». Это крупные столпы, основанные еще в советское время. Вокруг них Губаха развивалась и развивается по сей день. Но местные жители давно заметили, что если деятельность «Метафракса» у всех на слуху, то о «Губахинском коксе» информации достаточно мало.
При этом мы сразу отметим: этот факт не означает, что компании есть что скрывать. На нем работают тысячи губахинцев, так что шила в мешке не утаишь. Но некоторые аспекты своей деятельности «Губахинский кокс» мог бы освещать более подробно, ведь от него напрямую зависит среда обитания местных жителей. Речь прежде всего о влиянии «Кокса» на экологию региона. И если о мерах по очистке сточных вод и выбросов «Метафракса» можно почитать на официальном сайте компании (например, здесь http://www.metafrax.ru/ru/p/199), то на сайте группы предприятий «СтройСервис» (собственник «Губахинского кокса») подобная информация отсутствует (https://stroyservis.com/about/companies/detail/9).
Процесс коксования связан с выбросами пыли и газа и с образованием шлама при тушении кокса. С последствиями этих выбросов сталкиваются горнолыжники и сноубордисты, которые катаются на склонах курорта «Губаха» и периодически жалуются на странный запах. Также при производстве кокса образуются загрязненные сточные воды. По химическому составу выбросы содержат фенолы, аммиак, сероводород, цианистый водород. Как итог — выбросы нужно очищать с применением довольно сложного оборудования.
О мерах, которые необходимы для снижения негативного влияния на экологию региона «Губахинским коксом», можно судить по планам десятилетней давности. В соответствии с ними в срок до 2013-2015 годов на предприятии должны были быть проведены масштабные работы по модернизации очистных сооружений и монтаж сооружений для сбора вредных веществ. Мероприятия перечислены в официальном документе Правительства Пермского края от 2011 года. Правда, в 2018 году он утратил свою силу. Тем не менее, очевидно, что произошло это не по причине резкого улучшения ситуации, а из-за недостатка финансирования.
Среди наиболее необходимых мер — очистка надсмольной воды от аммиака, Технология позволила бы уменьшить выбросы вредных веществ на 3,9 тонн ежегодно. Монтаж коллекторной системы сбора вредных веществ от технологического оборудования смолоперегонного отделения с последующим возвратом в газопровод прямого коксового газа сократил ущерб для природы и человека на 1,4 тонн. Но самый большой вклад внесла бы модернизация процесса тушения кокса с реконструкцией тушильной башни. Она позволила бы снизить выбросы на 14,8 тонн в год.
К сожалению, по информации из открытых источников можно установить, что ни одно из данных мероприятий не было реализовано. А пресс-служба «Губахинского кокса» проигнорировала наши вопросы о планах компании. Тем не менее, известно, что на «Губахинском коксе» перерабатываются химические продукты в специальном цехе, где охлаждают газ, выделяют из него смолу и аммиак. Это должно частично снижать выбросы в атмосферу.
Причины отказа от модернизации вероятно лежат на поверхности: для программы совершенствования очистных сооружений требуются сотни миллионов рублей. Не каждое предприятие способно найти финансирование на такие расходы.